Обществу граждан - гражданское просвещение

Вспомнить пароль
Запомнить пароль
  Путь : I-forum / События / / I международный форум в Берлине. Выступление Катрин Лалюмьер. 

I международный форум в Берлине. Выступление Катрин Лалюмьер.

I международный форум в Берлине. Выступление Катрин Лалюмьер. 19 ноября 2015 автор: Лалюмьер Катрин

Выступление Президента Ассоциации школ политических исследований при Совете Европы и бывшего Генерального секретаря Совета Европы Катрин Лалюмьер на I международном форуме "В поисках утраченного универсализма".

Прежде всего хочу поблагодарить Лену Немировскую за замечательную идею, и я уверена, мы увидим еще много идей, которые проистекают от Лены.

При любых обстоятельствах эта встреча очень своевременна. Мы говорим о темах, обладающих большой актуальностью. Мир проходит через время большой турбулентности, и целые народы, а также отдельные личности часто обеспокоены и дезориентированы. Даже Европа, как кажется, теряет свои реперные точки, свои ценности. Но Европа не одинока в этом смысле. Изменения в Азии, Африке, Америке настолько глубинные и стремительные, что люди - многие из них, по крайней мере - больше не узнают мир, окружающий их. Люди испытывают трудности в принятии экономического выбора и сталкиваются с многочисленными социальными проблемами. Но многие из них также, кажется, потеряли свою идентичность, свою культуру, свою цивилизацию, свои ценности и ориентиры.

Если обобщить, то можно кратко сказать, что чем глубже глобализация и чем шире контакты между людьми на этой планете (мы путешествуем больше; Интернет позволяет мгновенно общаться с почти что с любой точкой мира и т.д.), тем больше люди чувствуют себя потерянными и - я повторяю слово, поскольку оно находится в центре нашего внимания - тем больше их ориентиры растворяются в магме, которые универсальны, но не несут утешения, не всех обнадеживают. Многие люди боятся.

Что касается Европы, то этот явление вызывает особую озобоченность.

В конце концов, Европа характеризуется своей культурой. Можно даже сказать, что она выделяется своей цивилизацией, которая сама по себе содержит национальные, региональные или гуманитарные различия. Эта цивилизация создавалась не за один день. По меньшей мере потребовалось три тысячелетия, чтобы создать основополагающие принципы этой цивилизации, такие как концепция прав человека. Это понятие, первоначально не воспринималось естественным или универсальным. Оно медленно развивалось и эволюционировало на протяжении многих веков, со времен, когда монотеистические религии Палестины, впервые постулировали принцип, согласно которому Бог сотворил человека по своему подобию. С этого момента человек, красивый или уродливый, злой или хороший, глупый или умный, - был провозглашен «священной» ценностью. И с этого времени проистекают ценности, которые после большого количества ступеней развития (греческих философов, Ренессанса, Реформации, эпохи Просвещения), стали величайшей ценностью Европы: права человека. Это ценность консолидирует и подлежит охране институциями, созданных после Второй мировой войны: Советом Европы и Европейской конвенцией по правам человека, Европейским судом по правам человека и т.д.

В конце долгого пути признания прав человека, мы проявили или щедрость ... или претензию ... сделать признание прав человека всеобщей, универсальной ценностью. Это, безусловно, благо, и, следовательно, мы приветствуем Всеобщую декларацию прав человека 1948 года, принятую ООН. Но правда в том, что эта идея никогда не была по-настоящему универсальной.

С одной стороны, это понятие сталкивается с конфликтами, иногда религиозными, которые заявляют, что имеют более важные ценности, чем ценности индивидуальной личности. Например, мы говорим о тех, кто провозглашает «природу» высшей ценностью; или коммунистическую идеологию, которая ставит «коллективное» над человеком и т.д.

С другой стороны, понятие прав человека сталкивается и ему грозит опасность со стороны тех, кто приходит во власть либо силой или путем выборов, но не имеющими ни малейшего желания ограничивать свою власть только для того, чтобы «потворствовать этим маленьким мухам», которыми воспринимаются ими люди.

Поэтому мы говорим об этих вещах сегодня, будь то Большая Европа (47 членов Совета Европы) или Европейский Союз сам по себе.

Ситуация тем более тяжела, что эти две европейские организации не ограничиваются декларациями о намерениях. Как я уже упоминала ранее, они наделены юридической силой (ЕСПЧ, Хартией ЕС о фундаментальных правах), которые накладывают законные юридические обязательства. Они также наделены независимом контролем: судом в Страсбурге и Судом Люксембурга.

Несмотря на юридическую силу прав человека, они далеки от всеобщего уважения повсеместно, и ситуация продолжает ухудшаться. Гуманистическая философия, которая была заложена в основу европейского здания в соответствии с проектом отцов-основателей (Роберта Шумана, Конрада Аденауэра, Де Гаспери, Жана Монне) переживает не лучшие времена.

Подспудно, постепенно в мире развивается иная политическая философия.

Изначально духовные принципы, которые были в основе европейского проекта после Второй мировой войны и которые в полной мере противопоставляются и противоположны тоталитарной идеологии 1930-х, они заменяются всепобеждающим материализмом, основанном на абсолютном интересе к экономике, финансам и, в конечном счете, к деньгам. Мы не хотим преуменьшить значение экономики (как показывает кризис, из которого мы пытаемся выйти с таким трудом); но еще мы, как люди, также нуждаемся в руководящих принципах кодексах поведения, в духовных ценностях (которые не обязательно религиозные). Человеку нужны этика или моральные нормы. Человеку нужны ориентиры.

Европейский проект, как он задумывался Советом Европы и Европейским Союзом, во-первых и в первую очередь, это открытый проект. Его целью заключается в том, чтобы научиться жить вместе, во взаимном уважении, в уважении культурных различий. Это проект открытости к другим, духа толерантности, духа примирения. Открытости! В этом противоположность современным тенденциям, в фаворе у которых дух секретности, изоляционизма, эгоизма, самомнения и отсутствия солидарности. Подумайте о разворачивающейся драме сотен тысяч беженцев из Сирии и других стран, которые пришли к нам в поисках для защиты и убежища. Многие из европейцев и - мне грустно об этом говорить - многие из моих французских сограждан считают, что надо отвергнуть тех, кто прибывает, поддерживают закрытие границ, изоляционизм. Вспомните недавние выборы в Польше ... Я благодарна госпоже Меркель, которая при поддержке широкой германской коалиции, которая ударила кулаком по столу и спасла честь Европы. Право на убежище - это фундаментальное право человека. Отказаться от него — есть признак деградации, признак отступления, это путь назад. И где мы будем в конечном итоге, если продолжим отступать? Конечно, существуют материальные трудности, связанные с приемом этих беженцев. Ангела Меркель знает это прекрасно. Очевидно, что это потребует от Германии сделать большие усилия. Однако, слушая мадам канцлер я вздохнула с облегчением! И я надеюсь, что ее коллеги в других государствах последуют ее примеру.

Но есть и третий опасный феномен, который наблюдается сегодня. Я имею в виду возвращение национализма, ультранационализма, который сделал ХХ век веком кошмаров, страшных конфликтов и разрушений (две мировые войны в 1914-1918 гг и 1939-1945 гг). Как прямой результат изоляционизма и ненависти к другим, прошлый век наблюдал, как тоталитаризм завоевывал Европу: Гитлер в Германии, Муссолини в Италии, Франко в Испании, Сталин в России и т.д.

Сегодня мы не совсем в тех же самых угрожающих обстоятельствах, но опасность таится на периферии Европы, того что мы называем Большой Европой. Националистические политические партии становятся многочисленными и влиятельными, благодаря игре на популизме. Франция, моя страна, родина прав человека, также не избежала этой тенденции. Для меня это является источником большой грусти и беспокойства.

Я не упоминаю примеры других стран, но плохие тенденции, в определенной степени, характерны для всех стран.

Что же делать ?

Прежде всего необходимо признать эти явления и быть в курсе опасности.

Должны ли наши организации (Совет Европы, Европейский Союз) вмешаться и принять меры, к примеру, вводя санкции? С юридической точки зрения, это возможно, для этого есть инструменты: ЕСПЧ и его статус в Совете Европы; есть статья 7 Договора о Европейском союзе. Однако санкции сложно вводить, и они вовсе не всегда приводят к ожидаемым результатам. Иногда они даже приводят к противоположным результатам. Санкции - если они, наконец, введены - или просто идет их политическая критика, могут привести к нежелательным эффектам, подчеркивая национализм, самоизоляцию и ненависть к другим, ненависть к соседям, ненависть к незнакомцам.

В этот период нашей истории некоторые главы государств стали виртуозами в игре на струнах патриотизма. Ценности прав человека отходят на второй план, в то время, как на первый выходят понятия нации, Родины или государства.

Однако, если санкции или предупреждения неэффективны, то что же делать?

К сожалению, завтра я не смогу присутствовать с вами на запланированных панельных дискуссиях и круглых столах о роли истории, памяти, гражданского образования и т.д.

Я с сожалением говорю об этом, поскольку хотела бы услышать выступления. Что касается моего мнения, я считаю, что образование является лучшим инструментом для того знать и защищать фундаментальные вещи, такие как ценности, на которых зиждется общество. Я имею в виду образование, которое обращено ко всему обществу, а не только элитам: создавая из каждого человека гражданина, осведомленного гражданина, который знает историю и способен извлечь из нее уроки, тот, кто знает других и способен черпать вдохновение добром и отвергает зло; честный гражданин, который может отвергнуть идеи, которые, на первый взгляд, могут показаться соблазнительными, но скрывают страшные опасности в долгосрочной перспективе.

Образование, образование, образование. Во Франции мы часто цитируем Жана Жореса, великого политика, профессора, который всегда придавал большое значение гражданскому образованию, единственно способному сделать граждан трезвомыслящими и ответственными.

Сегодня в наших странах - по крайней мере, во Франции - мы часто забываем о необходимости говорить с молодыми людьми об уроках прошлого. Мы забыли о ценности гражданского образования. Или еще хуже, в некоторых странах, например, в Центральной Европе, после того как государства сбросили иго коммунизма, освободились из под советского доминирования, система образования вводя культ национального прошлого, не способствует духу открытости и является ему чужим или даже враждебным.

Но подчеркивать важность образования в эти трудные времена не достаточно и не решит проблемы. Система образования должна способствовать духу открытости, а не культивировать запреты, торможение и изоляционизм, опасность, что мы явно наблюдаем.

В любом случае, очевидно, что сегодня перед Школами политических исследований стоит, как никогда, важная задача: роль, которую им предстоит выполнить при поддержке всех сторон (политических органов, бизнеса, ассоциаций, фондов), которые в действительности связаны внутренне и неразрывно с гуманистическими ценностями, находящимися в сердце европейской цивилизации, и которые, как мы надеемся, имеют призвание - почему нет - стать универсальными ... Но сегодня европейский проект рискует потерять свой путь, и душа Европы находится в опасности.

Мужества всем нам!



нет комментариев




Путь : I-forum / События / / I международный форум в Берлине. Выступление Катрин Лалюмьер.
Россия, Москва, Старопименовский переулок дом 11 корп. 1, 2-й этаж,
  телефон: +7 (495) 699-01-73
Рейтинг@Mail.ru
er.php'; ?>