Обществу граждан - гражданское просвещение

Вспомнить пароль
Запомнить пароль
  Путь : I-forum / События / Иван Крастев: Универсальные ценности и глобальные интересы  

Иван Крастев: Универсальные ценности и глобальные интересы

Иван Крастев: Универсальные ценности и глобальные интересы 07 марта 2016 автор: Крастев Иван

Иван Крастев: Открытие панельной дискуссии "Универсальные ценности и глобальные интересы цивилизации" на форуме "В поисках утраченного универсализма":

Есть старый еврейский анекдот.

Знаете, как выглядит классическая еврейская телеграмма?

"Начинай паниковать! Детали следующим письмом."

И мы находимся на этой стадии. Разные люди по разным причинам начинают паниковать, волноваться, а деталей пока еще нет.

Но детали состоят и в том, что мы забыли верные ответы на извечные вопросы.

Кризис, который поразил Европу и Россию — это кризис взаимозависимости, это кризис космополитического взгляда на мир, который мы и пытаемся обсудить.

Всего лишь 10 лет назад мы были убеждены, по разным причинам, что открытые границы — это хорошо. Что свободное передвижение людей, капиталов, свобода рынка труда принесет пользу всем.

Уже 5 лет назад мы стали обсуждать, как управлять глобализацией.

Сегодня перед нами, вероятно, стоит другой вопрос, а именно: как пытаться управлять отверганием или отрицанием глобализации.

Потому что все это начинает восприниматься, как факторы нестабильности.

Предположим, мы говорим с представителями России или Китая, которые вполне могут сказать, что свобода - это фактор нестабильности. Т.е. цветные революции, некоммерческие организации — все это воспринимается, как факторы опасности.

Если вы поедете в маленькие государства с устойчивой экономикой, вам скажут, что передвижение капитала - это большая проблема, потому что это угрожает нашей экономике.

В США свободная торговля также не находится сейчас в фаворе.

И даже открытость границ, казалось бы, незыблемый фактор прогресса - подвергается сомнению.

Т.е. это тенденция, которая по разным причинам проявляется в разных частях мира.

Поэтому вопрос: как мы вообще можем говорить об универсальных ценностях?

Вопрос о взгляде на международное гражданское общество и на гражданское общество в отдельных странах - это, конечно, то, что глобализация все чаще воспринимается, как опасность, а не как возможность.

И поэтому все чаще люди задаются вопросами: кто большую пользу извлек за последних 25 лет?

Многие скажут, что это т. н. элиты. Логика такова: все эти министры, состоятельные люди, представители интеллектуальной элиты — они не имеют с нами ничего общего: у них своя система здравоохранения, образования. И это значит, что космополитическое общество, в глазах многих людей, обладает практически преступными чертами.

И президент Путин, обращаю ваше внимание, также выступил с этой идеей национализации элиты.

И подобное отрицание глобализации, это дело не нескольких авторитарных режимов, правительств, мне кажется, что проблема гораздо глубже.

И в этой связи, тем важнее становится тема универсализма и правильного его понимания.

Есть фильм Никиты Михалкова, один из самых, пожалуй, интересных произведений пропагандистского кинематографа эпохи президента Путина, это фильм «Двенадцать». Это ремейк, между прочим, очень известного американского фильма 1957 года "12 рассерженных мужчин", снятого в пик Маккартизма. Где присяжные заседатели очень быстро приходят к выводу, что молодой человек виновен в убийстве, однако у одного человека возникают сомнения, и он начинает задавать вопросы.

И задавая их, спустя два-три часа, все 12 присяжных заседателей приходят к выводу, что обвиняемый не виновен.

Поэтому способность изменить отношение в силу рационального диспута — это, безусловно, великое достижение.

Что делает господин Михалков? Казалось бы, он следует этому сценарию. 11 присяжных заседателей готовы обвинить чеченца, однако один из них, бывший сотрудник КГБ, и человек, который напоминает российского президента, и которого сыграл сам Никита Михалков, сказал, что я не стану голосовать за то, чтобы его освободили, поскольку если мы его выпустим, его убьют. Мы можем его либо держать в тюрьме, либо вы должны помочь спасти его жизнь. Это интересная версия, интересный взгляд на проблему того, с чем столкнулся либерализм сегодня. А именно, возможно, либерализм хорош, но не для нас. Этому парню лучше посидеть в тюрьме, потому что это единственная возможность для него выжить. Может быть мы пока не готовы к глобализации.

Я говорю об этом, потому что мне кажется, это важно с точки зрения универсализма.

И здесь мне бы хотелось сделать важный, по крайней мере для меня, тезис.

Почему мне кажется актуальным своевременным говорить об этом именно сегодня и именно здесь, в Берлине?

Мощь и могущество универсалистских идей могут быть основаны на победе. Т.е. фактически это идея триумфаторская, и она ведет к успеху.

США, как государство, на этом сосредоточены. Также пыталась действовать и Римская империя.

Европейский либерализм 50-х годов 20 века основан на вещах совершенно иного свойства. Это либерализм, основанный на двух чудовищных мировых войнах. Великобритания, обращаю ваше внимание, не вошла в этот союз, потому что она была среди держав победителей. Франция проиграла, Германия, разумеется, проиграла, почти все континентальные державы проиграли — то есть это был универсализм, основанный на поражении. Это был универсализм, основанный на эмпатии, сострадании и понимании гуманизма, а не доктрине могущества. Мне кажется, что это очень важная идея.

И европейская идея универсальных всеобщих ценностей имеет как раз таки большую привлекательность в эпоху, когда, казалось бы, все готовы для нового раунда соревнований или даже конфликтов.

В этом одновременно слабость и сила Европы.

Каждый раз, когда Европа молчит, когда вспыхивает большой конфликт.

То есть понятно, что британские и французские силы быстрого реагирования показывают, что у Европы все еще есть военные мускулы, но тем не менее надо понимать, что Европа чаще воздерживается.

Большинство респондентов в Европе отвечают на вопрос о войне, как о чем-то невозможным.

Говорить об универсальных, всеобщих ценностях в эпоху взаимозависимости — это крайне важная тема, потому что мы знаем, что экономическая взаимозависимость ведет к большей безопасности. Но это согласно одному американскому ученому так. Но лишь в случае, если у правительства и общества есть положительные ожидания.

Если ожидания негативны, то экономическая взаимозависимость может только усилить опасность войны.

И я очень благодарен Лене, Юре и Школе за возможность положить начало диалогу, который, как мы надеемся, предвосхитит кризис.

Перейти к разделу форума "В поисках утраченного универсализма"



нет комментариев




Путь : I-forum / События / Иван Крастев: Универсальные ценности и глобальные интересы
Россия, Москва, Старопименовский переулок дом 11 корп. 1, 2-й этаж,
  телефон: +7 (495) 699-01-73
Рейтинг@Mail.ru
er.php'; ?>